Вход

Добро пожаловать!

Регистрация

Мин. 5 символов
Секретный вопрос необходим для восстановления пароля.
(Например: кличка вашего первого домашнего питомца)

Password Recovery

Fortgot your password? Don't worry we can deal with it

Исследовательская работа учителя и учащихся как фактор повышения профессионального мастерства.

Тема: Исследовательская работа учителя и учащихся как фактор повышения профессионального мастерства.

(Из опыта работы учителя  начальных классов: Юсуповой  Н.А.)

                                                                                Не существует сколько-нибудь     

                                                                         достоверных тестов на одаренность,

    кроме тех, которые проявляются

  в результате активного участия

    хотя бы в самой маленькой

   поисковой исследовательской работе.

                                                                                                А. Н. Колмагоров

           Дети по своей природе исследователи, с радостью и удивлением открывающие для себя окружающий мир. Им  интересно все. С большим интересом  они участвуют в самых разных исследовательских делах.  Особенно характерно это для одаренных детей. Неутолимая жажда новых впечатлений, любознательность, постоянно проявляемое желание экспериментировать, самостоятельно искать истину распространяются на все сферы жизнедеятельности. Уже в начальной школе можно встретить таких учеников, которых не удовлетворяет работа со школьным учебником, им неинтересна работа на уроке, они читают словари и специальную литературу, ищут ответы на свои вопросы в различных областях знаний. Поэтому так важно именно в школе выявить всех, кто интересуется различными областями  науки и техники, помочь претворить в жизнь их планы и мечты, вывести школьников на дорогу поиска в науке, в жизни, помочь наиболее полно раскрыть свои способности. Для этой цели в  нашей школе работает научно – технический клуб «Панголина». Главная задача этого клуба – дать ученику возможность развить свой интеллект в самостоятельной творческой деятельности, с учетом индивидуальных особенностей и склонностей. Научное общество для учащихся имеет огромное значение. Оно дает возможность осознать свою значимость, свою принадлежность к большой науке, знакомит с методами научной и творческой работы, развивает познавательный интерес, любознательность, учит общению со сверстниками и единомышленниками, дает возможность принимать участие в научных экспериментах и исследованиях. 

В нашей школе учителя давно почувствовали необходимость обучать детей нетрадиционными методами, которые поддержали бы познавательный интерес  и привели их к открытиям. Практика проведения учебных исследований с младшими школьниками может рассматриваться как особое направление внеклассной или внешкольной работы, тесно связанное с основным учебным процессом и ориентированное на развитие исследовательской, творческой активности детей, а также на  углубление и закрепление имеющихся у них знаний, умений и навыков.

1. Самая главная и сложная задача - это выбор темы исследования. От правильного выбора темы зависит результат работы. Тема должна быть  интересна ребенку, должна увлекать его и при этом должна нести в себе познавательный заряд. Тема должна быть выполнима, решение ее должно быть полезно участникам исследования. Предложить ребенку ту идею, в реализации которой он раскроет лучшие стороны своего интеллекта, получит новые полезные знания. Тема должна быть такой, чтобы работа могла быть выполнена относительно быстро. Способность долго концентрировать внимание ребенка на одном объекте долговременно,  у младшего школьника ограничена. Тема должна быть доступной, проблема должна соответствовать возрастным особенностям. Выбирая проблему, нужно учесть наличие необходимых средств и материалов.

2. После выбора темы определить цель исследования. Это значит ответить на вопрос о том, зачем мы его проводим?

3. Далее определить задачи исследования. Цель указывает общее направление движения, а задачи описывают основные шаги.

4. Гипотеза исследования. Гипотеза – это предположение, догадка еще не доказанная логически и не подтвержденная опытом. Обычно гипотезы начинаются со слов «предположим», «допустим», «возможно».

5. Организация и методика исследования.

Для знакомства младших школьников с методикой проведения учебных исследований понадобится два - три тренировочных занятия. В ходе подготовки к ним надо изготовить картонные карточки с символическими изображениями методов исследования: «Подумать», «Спросить у другого человека», «Получить информацию из книг, «Понаблюдать», «Посмотреть по телевизору», «Провести эксперимент» и др. С целью выбора темы и методов исследования ученики садятся вокруг стола, на котором разложены карточки с  символическими изображениями методов и тем исследований.  Учителю надо объяснить, что дети будут проводить самостоятельные исследования и выполнять работу, которую делают ученые.  Для демонстрации этапов проведения работы ученики выбирают тему. Карточка с изображением избранной темы размещается на середине стола, а карточки с изображением других тем исследований  убираются.

Естественно, что сбор информации является для младших школьников новым и сложным делом. Учитель сообщает, что существует много способов получения необходимых данных, и побуждает учеников к размышлению о том, какие источники информации они знают. Начать можно с вопросов: «Что мы должны сделать перед тем, как начнем собирать информацию?», «Как вы думаете, с чего начинает исследование ученый?» В ходе соответствующей беседы учителю необходимо подвести школьников к мысли, что исследование начинается с обдумывания, какая информация нужна исследователю. Затем на стол выкладывается карточка с символом, обозначающем действие «Подумать». Далее учитель задает вопрос: «Где мы можем узнать?» Отвечая на него, учащиеся постепенно выстраивают линию из карточек: «Подумать», «Спросить у другого человека», «Понаблюдать, «Посмотреть в книгах», «Провести Эксперимент», «Посмотреть по телевизору», «Получить информацию из сети интернет» и  др. Набор используемых методов  исследования зависит от реальных возможностей учащихся. Разложенные на столе карточки с символическими изображениями методов сбора информации есть не что иное, как план исследования. Важно объяснить ученикам, что собранные данные лучше сразу зафиксировать, чтобы они не были забыты. Первый пункт плана исследования, как правило, обозначается карточкой «Подумать». Следующий пункт плана исследования – картинка «Спросить у другого человека». Вопросы можно задавать всем присутствующим детям и взрослым. На первых порах это вызывает большие трудности. Дети в силу особенностей возрастного развития эгоцентричны, поэтому им сложно сформулировать вопрос к другому человеку, нелегко воспринять его ответ. Развитие навыков постановки вопроса и восприятия ответа необходимо рассматривать как одну из важнейших целей проведения игр – исследований с младшими школьниками.

         В плане исследования может быть пункт «Получить информацию из книги». Учителю надо заранее подобрать литературу по теме исследования. Детские справочники и энциклопедии могут стать хорошим источником знаний для ребят. Особенно ценны в любой исследовательской работе наблюдения и эксперименты.

6. Обобщение и выводы.

 Полученную информацию надо проанализировать и обобщить. Для этого на столе необходимо разложить все листочки с собранными данными. После этого надо выяснить,  что нового и интересного узнали ребята,  какие выводы позволяет сделать собранная ими информация; что они могут рассказать, основываясь на результатах проведенного исследования. Как только информация обобщена, следует начать подготовку сообщения по теме исследования. После выступления исследователей надо обязательно устроить обсуждение сообщения. Необходимо предоставить слушателям возможность задать вопросы.

 Важно похвалить исследователей за работу, особенно отметив то, что у них получилось особенно хорошо.

 В 2009 году впервые в нашей школе в НОУ приняли участие младшие школьники. В своем 4 «А» классе мы выполнили исследовательскую работу на тему: «Влияние воды на рост семян пшеницы». Ставили опыты по всхожести семян, росту растений в зависимости от различных условий.

Выступал  на школьной секции НОУ ученик 4а класса Сапронов Андрей,  он  стал победителем, и ему рекомендовали принять участие в районной научно-исследовательской конференции. В районе,  выступление было высоко отмечено жюри, и там Андрей  занял 1 место. Его работа была отмечена дипломом «Юный исследователь».

В 2011 году мой ученик 2 «А» класса Леденёв Ярослав стал призером муниципального    этапа краевого конкурса творческих и исследовательских работ    «Страна чудес - страна исследований»   с работой «Как влияет солнечный свет на прорастание семян гороха».

2016 г. в муниципальном этапе краевого конкурса творческих и исследовательских работ учащихся 1 - 5 классов  «Страна чудес - страна исследований» приняли участие  и стали призёрами  две мои ученицы 3 «А» класса: Путилова Маргарита направление: «Моя малая родина» с работой «Что сделал мой прадедушка для Победы в Великой Отечественной войне?»- руководитель Юсупова Н.А. и  Карачевская Софья направление: «В царстве точных наук» с работой: «Красота математики» – руководитель Сафина О.А.

2017 г. в муниципальном этапе краевого конкурса творческих и исследовательских «Страна чудес - страна исследований» приняли участие и стали призёрами  ученицы 4 «А» класса: Колякина Алина направление: «Моя малая родина» с работой «Что нам могут рассказать старинные постройки?» - руководитель: Юсупова Н.А.  и  Карачевская Софья направление: «Страна Словения» с работой: «Физика и игра в одной упаковке или как кинетический песок влияет на эмоциональное состояние человека» - руководитель: Сафина О.А.

В этом же году Колякина Алина приняла участие в дистанционном конкурсе  творческих и исследовательских работ учащихся «Страна чудес - страна исследований» КГБОУ ДО «Красноярский краевой Дворец пионеров» и получила свидетельство участника.

Участие в конкурсе творческих и исследовательских работ стало важным событием в жизни моих учеников. Поиск неизвестного, новые открытия, возможность поделится своими находками с ребятами из других школ стали лучшей наградой и стимулом для дальнейших исследований.

Мне,  как учителю,  эта работа была очень интересна и  полезна. Я познакомилась со статьями доктора педагогических наук, профессора кафедры психологии и развития Московского педагогического университета А. И. Савенкова.  По методике, предложенной автором, овладела техникой исследовательского поиска, занималась более углубленным изучением информации по вопросу учебных исследований, диагностики и обработке результатов, тем самым повысила свое педагогическое мастерство и в этом учебном году мы с ребятами обязательно примем участие в конкурсе творческих и исследовательских «Страна чудес - страна исследований».

Во сколько"звезд" вы оцениваете статью ?


Размер шрифта
Цветовая схема